Еще несколько лет назад Сочи даже летом оставался на обочине культурной жизни. Но в последнее время он на глазах меняет приоритеты и репутацию. Теперь круглый год там можно увидеть афиши выдающихся мастеров искусства, на глазах формируется фестивальная эстафета, захватывающая все времена года, возникают новые площадки для представлений. До респектабельности таких миниатюрных культурных столиц, как швейцарский Вербье, французский Кольмар или американский Оранж Каунти, пока далеко, но амбиции Сочи и его молодая энергия вполне способны сделать его таким же оазисом искусства в регионе.
Драматический балет в постановке Полунина: как прошло торжественное открытие фестиваля "Роза Хутор. Классика"
Вечер скрипичной музыки от Баха до Прокофьева
Лауреат международных конкурсов Александра Ли подготовила уникальную программу из сочинений для скрипки соло и скрипки с фортепиано. Партию фортепиано исполнит лауреат международных конкурсов Александра Волкова.
Откроет концерт сложнейшая знаменитая Чакона Баха из его Партиты №3 для скрипки соло - одна из вершин скрипичной музыки эпохи барокко. Это исключительное по силе эмоционального воздействия произведение, воплощающего одновременно единство и многообразие, статичность и постоянное движение, исполнение которого зависит не только от мастерства музыканта, но и от технических возможностей инструмента.
Продолжит концерт оригинальный скрипичный шедевр для скрипки соло, написанный в форме каприса, «Речитатив и скерцо» Ф. Крейслера, которого С. В. Рахманинов назвал «лучшим скрипачом мира на рубеже XIX-XX столетий». Чувственная и интимная пьеса высвечивает малейшие оттенки настроений, тончайшие нюансы эмоций и производит глубокое впечатление силой темперамента и исключительной тонкостью фразировки.
Далее вас увлечет симфоническая «Поэма» для скрипки Эрнеста Шоссона, которую он называл «Песнь торжествующей любви». Меланхоличные мотивы этой музыки перекликаются с сюжетом одноименной повести Тургенева, которую особенно любил композитор. Томление, красочная гармония, свободная форма Поэмы тайно следует перипетиям тургеневского сюжета.
Во втором отделении прозвучит Первая скрипичная соната С. Прокофьева — одно из самых задумчивых сочинений композитора, в характере «эпитафии и прощания», которое писалась 8 лет. Соната посвящена осмыслению событий Великой Отечественной войны, потрясшей всю страну до основания. За это сочинение в 1947 году Прокофьев получил Сталинскую премию I степени.
В завершении концерта прозвучат отличающиеся блестящей техникой и певучестью Вариации на тему ирландской песни «Последняя роза лета» Г. Эрнста — знаменитого скрипача, ученика венской консерватории. «Последняя роза лета» является одним из сложнейших произведений для скрипки.
Александра Ли — выпускница Королевского колледжа музыки в Лондоне и Манхэттенской школы музыки в Нью-Йорке (классы заслуженных докторов музыки Ф. А. Андриевского и Альберта Маркова). В пятилетнем возрасте выиграла региональный конкурс и дебютировала с оркестром на сцене Хабаровской филармонии с Дальневосточным симфоническим оркестром. В возрасте 10 лет Александра стала приглашенным юным артистом на музыкальном фестивале в Сеуле, где на сцене Seoul Arts Center выступила в сопровождении Сеульского симфонического оркестра под управлением Джеймса Джадда. С 2005 года обучалась в ЦМШ при Московской государственной консерватории им. Чайковского (класс народного артиста СССР Э. Д. Грача).
Александра лауреат многочисленных международных конкурсов, таких как конкурсы имени Д. Ойстраха, А. Ямпольского, Д. Гершвина и других. В 2016 получила Музыкальную Европейскую премию Yamaha и дебютировала на сцене Suntory Hall в Токио. В 2017 году была приглашена выступить на вручении премии Music Teacher Awards for Excellence в Лондоне. В 2018 состоялся дебют скрипачки в Карнеги-холл, где она исполнила концерт Сибелиуса, после чего была приглашена почетной гостьей на шоу “Seldom Said” на американской радиостанции WCWP FM. С 2022 года Александра является первой скрипкой Сочинского симфонического оркестра.
С 26 декабря в онлайн-кинотеатре Okko будет эксклюзивно доступен фильм-опера «Кармен», снятый на высоте 1050 метров над уровнем моря. Съемки проекта состоялись в августе 2022 года во время проведения I Сочинского фестиваля классической музыки на открытой сцене в горах.
Новаторство данной версии одной из самых популярных опер в мире — в использовании новейших сценических решений. Благодаря работе видео операторов, находящихся на сцене на протяжении всего спектакля и введенных в него в качестве героев, появилась возможность увидеть артистов, их мимику, оттенки эмоций в максимальном приближении. Таким образом получилась «живая» передача действия, позволяющая увидеть спектакль как бы изнутри, прикоснуться к таинству происходящего на сцене. Режиссер Илья Устьянцев использовал в постановке элементы иммерсивного театра: среди гостей прогуливались солдаты, цыгане предлагали зрителям купить папиросы и гадали на картах. Тореадор явился в сопровождении настоящих байкеров – мотоциклы «рычали» и светили фарами прямо на сцене и в зрительном зале.
Партию Кармен исполнила солистка Большого театра меццо-сопрано Агунда Кулаева. В роли Хосе выступил тенор Азер Заде, Эскамильо — солист Мариинского театра Владислав Сулимский, партию Микаэлы исполнила солистка оперной труппы Мариинского театра Оксана Шилова. Также в постановке были задействованы молодые оперные исполнители, победители общероссийского кастинга, который прошел в Санкт-Петербурге по инициативе организатора фестиваля – фонда поддержки классического музыкального искусства F.E.S. За музыкальное сопровождение отвечал Сочинский симфонический оркестр под управлением его художественного руководителя Алексея Асланова.
Опера «Кармен» в новой постановке стала кульминационным событием I Сочинского фестиваля классической музыки, реализованного при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Сочинский симфонический оркестр под управлением Алексея Асланова совместно с лучшими голосами мировой оперной сцены представит публике концертную постановку оперы «Ночь перед Рождеством». Сказочная опера в четырех действиях закроет масштабные фестиваль «Оперная классика в Сочи», который проходил в течение 2022 года при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Мощная новогодняя опера-сказка на сюжет Гоголя — пожалуй, единственная русская новогодняя опера. Римский-Корсаков сам написал либретто к опере, и слова с музыкой сливаются в гармоничной синергии.
«Театральная музыка Римского-Корсакова — высший пилотаж для любого оркестра. У него удивительный дар к пейзажной звукописи, работа над партитурой требует больших ресурсов и от каждого музыканта оркестра, и от каждого солиста, и от дирижёра. Нынешняя постановка станет кульминацией нашего большого фестиваля, и к ней оркестр пришел, пожалуй, на пике своей формы. За год мы с оркестром проделали колоссальную работу и строим амбициозные планы на 2023 год» — делится художественный руководитель фестиваля и дирижер Сочинского симфонического оркестра Алексей Асланов.
Звездный каст стал доброй традицией оперного фестиваля — благодаря проекту публика города-курорта Сочи впервые услышала звезд Мариинского, Михайловского и Большого театра, театра «Геликон-опера». В декабрьской постановке партию Вакулы исполнит Сергей Скороходов, партию Оксаны — Екатерина Санникова. Чуб — Михаил Колелишвили, Дьяк — Виктор Алешков, Солоха — Анна Кикнадзе, Черт — Андрей Зорин, голова — Михаил Никаноров, Панас — Александр Герасимов, Пацюк — Глеб Перязев, Царица — Ирина Полещук, Баба с обыкновенным носом — Анна Кочетова, Баба с фиолетовым носом — Екатерина Шпильман. Постоянный творческий партнер проекта Санкт-Петербургский хор «СоГласие» под управлением Павла Теплова обеспечит хоровые сцены.
Благодаря фестивалю «Оперная классика в Сочи» в городе, где нет репертуарного музыкального театра, у публики появилась возможность регулярно знакомиться со знаковыми шедеврами мировой оперной литературы. В полусценическом исполнении проходили «Евгений Онегин» Чайковского, «Травиата» Верди, «Тангейзер» Вагнера, «Тоска» Пуччини, «Сельская честь» Масканьи и «Паяцы» Леонкавалло. Оперное искусство, переживающее расцвет во всем мире, наконец расцветает и на юге России.